ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БРУСОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА
"МУК УДОМЕЛЬСКАЯ ЦБС".

 

 
 

Библиотека стала участницей проекта “Создание модельных публичных библиотек на селе”. В разработке проекта участвовали Министерство культуры РФ, Общественная организация “Открытая Россия”, газета “Культура”, Межрегиональная ассоциация деловых библиотек (МАДБ), ЦБС “Киевская” г. Москва.

В результате реализации проекта наша библиотека получила офисную технику, пополнился фонд традиционными и нетрадиционными для библиотеки носителями информации :

Технические средства: 2 компьютера, сканер, принтер, ксерокс, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, модем.

Библиотека приобрела возможность работать с современными средствами получения и обработки информации. Пользователи получили возможность работать в информационно-образовательном центре “СТЕП”, который открылся на базе нашей библиотеки в 2002 г. На открытии присутствовали жители Брусовского с/о, местная интеллигенция, читатели библиотеки всех возрастов, представители Администрации Удомельского района, МУК “Удомельская ЦБС”, отдела по делам молодёжи, культуры и спорта.

Пользователи центра за работой

 

 

Открытие центра позволило библиотеке расширить спектр предоставляемых услуг.

 

 

 

Платные услуги:

1. Копирование материалов.
2. Абонемент “Книги на прокат”.

Услуги ИОЦ “Степ”:

1. Индивидуальное экспресс-обучение работе на компьютере,
2.Экспресс-обучение работе в сети Интернет,
3.Операция с дискетой (просмотр файлов)
4. Индивидуальное обслуживание пользователя, (поиск информации в Интернет, Компьютерный перевод текста, оформление текстов по заказу пользователя).
5. Печать текста на принтере,
6. Набор текстов на компьютере,
7.Сканирование изображений,
8. Самостоятельная работа на компьютере общего назначения,
9. Прокат видео,
CD, компакт-дисков.

Открытие центра сыграло большую роль в развитии положительного имиджа библиотеки. Качественно изменился состав пользователей библиотеки, так как получить качественно, своевременно информацию необходимо не только учащимся, студентам, но и преподавателям, специалистам, руководителям учреждений и организаций. Новыми изданиями пополнился фонд библиотеки. В фонде библиотеки имеются образовательные, обучающие, игровые CD-ROM, познавательные и художественные видеофильмы, музыкальные компакт-диски, видео-аудио, мультимедийные издания.

Реконструкция фонда открытого доступа.

 При его организации мы перед собой поставили задачу – дать возможность всем пользователям библиотеки – детям и взрослым - свободно выбирать произведения печати – книги, журналы, газеты, буклеты, указатели, справочники и др. документы в фонде библиотеки.

Открытый доступ оформлен в едином художественном стиле, включая рубрики, разделители. Систематическо – алфавитная расстановка фонда сочетается с тематической, жанровой, с организацией книжно – илл. выставок самого разного характера. Последние номера журналов помещаются на выставочных витринах, полках, с призывом их прочесть. (Специальные журналы “Здоровье”, “За рулём” и др.) Для раскрытия фонда большое значение отводится разделителям. Весь фонд открытого доступа разделён на несколько “модулей”.

I модуль – “Универсальных знаний” – это литература по различным отраслям знаний от 2 по 92 раздел таблиц ББК.
В модуле “Универсальные знания” выделены тематические полки:

 а) “Мастерам и мастерицам”, включающими следующие разделы:

32 – радиотехника
36 – пищевое производство
37.279 – домоводство
38.625 – каменные работы (технология каменной кладки)
38.635 – плотничные и столярные работы и др.

б) “Любимое блюдо”
в) “Сад и огород”
г) “Будите здоровы”
д) “По странам и континентам”

В этом модуле особенно много ссылок например: “Психическое развитие детей” см. в разделе 88.8, “Гигиена питания” см. в разделе 51.23

II Модуль – мировая литература, включающую литературу дальнего зарубежья. Книги зарубежных авторов расставлены по странам: Англия, Болгария, Германия и т.д. с выделением персоналий на разделителях с портретами авторов – А.Дюма, Д.Лондон и т.д.

III Модуль – “Русская литература”

Состоит из двух больших разделов: “Классики” и “Современники”. Внутри разделов алфавитная расстановка. Красочные разделители с портретами писателей выделяют персоналии наиболее популярных авторов – М.Алексеева, М.Горького, К.Паустовского и т.д. Внутриполочные выставки посвящаются датам литературного календаря или выходу в свет новой книги.

IV Модуль – “Жизнь замечательных людей” с выделением разделов: учёные, писатели, актёры, художники, музыканты и др. В этих разделах широко используются системы ссылок и отсылок. Например: о жизни и творчестве А.П. Чехова см. так же в разделе (2 Рос = Рус)1. Русская литература до 1917 года. Или: “О жизни и творчестве музыкантов см. также в разделе 85.3 музыка и зрелищные искусства.

V Модуль “Литература ближнего зарубежья”. Здесь выделены персоналии наиболее популярных писателей – Ч.Айтматова, В.Быкова и др.

VI Модуль “Лира”. Этот модуль представлен поэтическими произведениями мировой литературы, включая и произведения русских поэтов. Выделены тематические полки: “Великая Отечественная война в поэзии”, “Образ матери” “Времена года” “Любовная лирика”

VII Модуль “Любимое чтиво”. Разделы:
а) Детективы, фантастика, приключения.
б) Ещё раз про любовь
в)Времена и люди
г) Молодёжный калейдоскоп

VIII Модуль “Край любимый”

Для отдельных групп пользователей в книжном фонде выделены рубрики: “ВУЗ обоз” (учебная литература для студентов), “Открывая своё дело” (для предпринимателей),“Трудоустройство”

Для старшего школьного возраста открытый доступ представлен в виде макета парусника “Книжное море”, разделители – паруса. Рубрики:

“Белеет парус одинокий”
“Сокровищница классики”
“Родник поэзии”
“Живая планета”
“Увидеть и увлечься”
“Земля – кормилица”
“С головы до пят”
“Из времён незапамятных”
“В человеке должно быть всё прекрасно”

Оформлены внутриполочные выставки: “Авонтюра” – приключения, путешествия, фантастика. “Молодёжный коктейль” – спорт, любовь, досуг, учёба, мода.

Пользователи библиотеки считают расстановку книжного фонда удобной. Задачи, поставленные при организации фонда открытого доступа, решены – уровень обслуживания читателей возрос, уменьшились затраты времени на отдельного читателя, пользователь получил возможность свободного выбора литературы.

Выставки:

Благодаря пополнению фонда отраслевыми изданиями мы организовали выставки, которые более детально раскрывают фонд:

- “Новые информационные технологии тебе, учитель”.
-“ВУЗ-обоз”. (учебная литература).
-“Класс+” (справочные издания)
-“36,6” (Лит. по медицине)

Наличие в библиотеке фонда нетрадиционных носителей, выставки получили новое звучание, своевременность, актуальность.

Связи с общественностью

В ходе реализации проекта в фонд поступило 932 экз. книг, CD-ROM -83 , 6 CD, 87 видео-кассет, 51 аудио-кассета.

Конечно, связи с общественностью были и ранее, но сейчас они приобрели новое направление. Главное условие создания положительного имиджа- прежде всего тесное сотрудничество со средствами массовой информации. Мы стараемся освещать все предстоящие и проходившие события в библиотеке, округе на страницах местной газеты “Удомельская газета”. Информация о библиотеке звучит на радио и телевидении Удомля ТВ. Положительные отзывы о библиотечной жизни стали для общественности не только одним упоминанием о существовании нашего учреждения, но и показателем качества и надежности его работы.

О предстоящих мероприятиях , новинках поступившей литературы, новых планах, сценариях мы выпускаем пресс-релизы:

-“Литературная гостиная” приглашает…”
-“Студентам, абитуриентам предлагаем….”
-“Этот праздник для вас!”

За прошедший год наша библиотека принимала гостей из библиотек и других учреждений района и области.

Провели обучающие семинары :

-“Библиотека в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” с библиотечными работниками Районного отдела народного образования.

-“Сельская библиотека: традиции и инновации” совместно с ЦДСЧ им. А.С.Пушкина для заведующих детскими библиотеками

 

Директор ЦДСЧ им.А.С.Пушкина

 Директора детских библиотек